Ванавара  Тропа  Пристань  Заимка  Лаба  Укагит  Эхо сезона

"Я впервые шел по знаменитой куликовской тропе. До сих пор от Ванавары до заимки и обратно мне приходилось добираться либо кружным путем, либо по воде, либо вертолетом. Поэтому я с большим интересом присматривался к ней. В большей своей части она сильно заросла и почти ничем не отличалась от обычных вьючных троп, но на некоторых, преимущественно открытых, участках видно, что здесь проходил "зимник" - санная дорога. Недалеко от места нашего ночлега торная лента зимника упиралась в небольшое болотистое озерцо и продолжалась на другой его стороне. За озерцом местность постепенно повышалась, и сухая торная тропа, проходящая среди живописного смешанного леса, прослеживалась вплоть до верховьев Макикты. Отсюда на протяжении нескольких километров тянется труднопроходимый заболоченный отрезок пути. К двум часам дня мы подошли к обрывистому берегу таежной речки Макикты.

Отдохнув, мы отправились дальше. Заболоченный участок кончился, тропа шла по сухому склону долины, поросшему высоким, стройным лесом. Иногда она спускалась в долинку какого-нибудь ручья, который мы без труда перебредали, и вновь поднималась на сухую возвышенность. Только перед Чамбой, к которой мы подходили уже в густых сумерках, нам пришлось около километра брести по глубокому топкому болоту.

Напрягая последние силы и усердно работая ногами, утопавшими в вязкой болотной жиже, мы наконец выбрались на сухую кромку берега Чамбы, поросшую крупными лиственницами.

Из-за деревьев выплыла большая серебристая луна, и окутанная легкой туманной дымкой тихая Чамба показалась нам феерически прекрасной…

Тропа Кулика, ведущая из Ванавары на заимку, на полпути делает маленький фокус, который очень огорчает путников, впервые направляющихся по ней. Дойдя до левого берега Чамбы, торная тропа вдруг исчезает. Напрасно перебредший Чамбу путник ищет ее продолжение на противоположной стороне, напрасно растерянным взором обшаривает прибрежный участок того и другого берега - тропа исчезла! Дело в том, что, дойдя до Чамбы, надо идти около 5 километров вверх по ее левому берегу до небольшой каменистой шиверы. Здесь и находится брод. В полусотне метров от этой шиверы на правой стороне тропа вновь продолжается. Пятикилометровый участок берега между разорванными концами тропы заливается во время паводков, вода смывает следы, и неопытный путник напрасно блуждает вокруг, оглашая окрестности жалобными воплями.

У правобережного продолжения тропы на самом берегу стоит огромная разлапистая лиственница, выжженная внизу и испещренная многочисленными надписями.

Перебредя Чамбу, мы пошли вдоль ее левого берега и через час были у левобережного конца куликовской тропы…

Рано утром мы отправились дальше. Вес наших рюкзаков значительно увеличился, однако и дорога стала гораздо лучше. Тропа большей частью шла по сухим возвышенным участкам, среди прекрасного соснового бора. Только изредка попадались заболоченные низины."

Б.И. Вронский
"ТРОПОЙ КУЛИКА"

Устье р. Макикта

р. Чамба

Из дневника Бориса Бидюкова (сезон 1981 г.):

8.07.81. С утра собираемся на Тропу. Прилетели на вертолете ребята. Идем в 17.00 впятером: Славка Кривяков, Шурик Барский, Оля Федосцева, Валера Кувшинников и я. Собрались, вышли. Перед этим написал письмо в Семипалатинск. Отдал паспорт и деньги Любе Свириновской, чтобы сдала на почту.

Васильев пошел в Ванавару нанести визит вежливости местным властям. Он сам будет ставить нас на Тропу. Назначили рандеву у пекарни.

Грязища кошмарная! Дотопали до пекарни и, естественно, ждали еще 30 минут НВ. Наконец он пришел и мы все долго пробирались в грязи между хаосом новых построек. Вот и отправная точка. НВ делает краткий экскурс в историю Тропы. Одновременно начинает моросить дождь. Традиционное напутствие и мы трогаемся. Вместе с нами идут одну ходку ребята из следующей группы - Таня Иванова и Юра Дубровский. Они хотят посмотреть детально выход на Тропу.

Дорога очень сырая. Минуем Цветковский торфяник. Все-таки рюкзак у меня тяжеловат. Это даже без палатки, которую я отдал Мише Миронову. Первую ходку начали в 18.40. В этот день сделали две ходки. Стоянка за ручьем с мостками в 20.50. Отбой в 22.30.

9.07.81. Ночью был дождь. Все сырое и противное. Встали в 6.30. Пока завтрак и сборы - 8.40. Мокро, очень мокро. Валера говорит, что за все время он не видел более мокрой Тропы. Относительно сухие места крайне редки. Ландшафт однообразен. После 6-й ходки от начала Тропы сели пить чай. До этого я основательно намаялся со своим тяжеленным и несуразным рюкзаком. Сильно натер поясницу и плечи. На стоянке Валера забрал у меня мешок с рисом и топор. Я переложил рюкзак. Идти стало немного легче, но все равно рюкзак трет по больным местам и последние ходки до Чамбы были для меня мучительны.

Вышли к Чамбе. Картина безотрадная. Река разлилась настолько, что даже в воду лезть бессмысленно. Принято решение заночевать, а завтра строить плот для переправы. Шура подстрелил двух рябчиков и вечером мы ели кашу с мясом. Теперь жалею, что не взял с собой хоть маленькую мясную консерву. Но сам лично особой необходимости в мясе не ощущаю. Едим мы неплохо и более, чем достаточно.

10.07.81. Вчера вечером отметили День рождения Ольги. По этому поводу немного выпили и у меня во фляжке осталось меньше половины водки. С утра стали мастерить плот. Срубили три сухих лиственницы (сосен близко к берегу нет), разрезали их пополам - получилось 6 бревен для плота. Перетащили их на берег. Периодически идет дождь, один раз даже с градом. Пошли обедать и искать веревки, чтобы вязать плот. А нам навстречу идут Юра и Саша Поздеев. Они, оказывается, еще вчера вечером стояли на Чамбе, но идти по берегу не стали, а заночевали у выхода с Тропы. Вместе достроили плот и торжественно спустили его на воду. Оказалось, что наш дредноут едва держит двух человек, да к тому же еще и крайне неустойчив. Рубить дополнительные бревна не хотелось, потому решили использовать надувной матрасик, с которым идет Валера. Большого выигрыша это не дало, но позволило перевозить по одному человеку или рюкзаки. Вначале переправились новоприбывшие, а когда мы заканчивали снимать лагерь, услышали шум моторов. По Чамбе плыли две моторные лодки. В них сидели основатели нового зимовья на другом берегу у ритуального "дуба".

11.07.81. Кстати, старое зимовьё, с которым у нас связано столько воспоминаний, сгорело.

Дядя Саша и Николай (Анкудиновы) - так зовут лодочников, переправили нас на другой берег. Потом они сплавали на озерко и привезли целое ведро карасей (у них там сети были поставлены). Вечером устроили пиршество. На первое - каша, на второе - жареные в сметане караси. Это было восхитительно! Мы не могли ударить в грязь лицом и потому извели все имеющиеся у нас запасы водки и спирта. На всех это получилось совсем понемногу, но явилось хорошей затравкой для беседы, которая длилась долго к взаимному удовольствию. Ночевал с Кувшинниковым в палатке. С ванаварцами в избе ночевал только Шура. И напрасно постеснялись - места было много, а в палатке замерзли.

Сегодня провозились до обеда. Совсем уже собрались выходить, да снова услышали звук мотора. Думали, что едет Васильев, а оказалось - какие-то незнакомые рыбаки. На прощание сфотографировались с гостеприимными хозяевами и вышли на Тропу.

Все утро и сейчас идет дождь. Мокрые и сверху, и снизу. Дождь кончился только на Второй Макикте, где мы пили чай. Стоянку на ночь устроили на Третьей Макикте, не доходя до переправы. Вечером - ясное небо и солнце.

12.07.81. С утра отличная погода. Но по солнцу идти будет тяжелее. Переправились через Макикту. Через две ходки дошли до Хладного, а там еще через две ходки, не доходя до Кражуркана, попили чаю. Еще полторы ходки и мы на Хушме.

По дороге Шурик подстрелил крупного рябчика, а на берегу Хушмы - две утки (одна уплыла вниз по течению и он ее не догнал). Хушма оказалась тоже немалым препятствием. Переправлялись не там, где обычно, а выше по течению, через остров. До острова шли по косе, которая тянется вдоль протоки. Шура перебрался на ту сторону вплавь, когда гнался за уткой, а Славка - когда пробовал старый брод. Мы им бросили топоры и они свалили большую лесину через вторую протоку. По ней мы и перешли. Еще немного пути, плюхаясь из одной ямы в другую, и мы на Пристани.

Ходка!

Заповедник

Сезон

Эхо сезона
(отчеты о сезонах, дневники, "медвежьи истории", фотогалерея, Общие сборы)

Сибирская юбилейная
научная конференция
“100 лет Тунгусскому метеориту”